Главная >  Познавательное 

Вопросы по цигун

На вопросы отвечает Нин Юаньцзе

В чем различия между даосским и буддийским цигун?

И даосский, и буддийский цигун относятся к классической китайской школе цигун. С исторической точки зрения, даосский цигун зародился раньше буддийского, расцвет которого пришелся на более поздний период. Однако, начиная с эпохи Мин, наметилась тенденция к их взаимопроникновению и слиянию. Многие цигунисты практиковали фактически методики обеих школ, что объясняется ассимиляцией пришедшего в Китай буддийского учения даосизмом и конфуцианством. Взаимопроникновение трех религиозных учений привело к формированию философского и религиозного триединства. Однако, если все же говорить о различиях между даосским и буддийским цигун, то следует отметить, что обе школы отличаются друг от друга расстановкой акцентов.

1. Буддийская школа отличается повышенным вниманием к работе с сознанием, о чем свидетельствует малое количество чисто технических "регулирующих" приемов. Для даосской школы более характерна строгая последовательность выполнения действий и их систематичность.
2. Методики буддийской школы нацелены на то, чтобы выйти на определенный энергетический уровень.
Представители даосской школы стремятся к усовершенствованию внутренних и внешних жизненных структур человека, поэтому большое место в методиках этого направления отводится циркуляции ци по энергетическим каналам, фиксации "мысли" на биологически активных точках и т. д.
3. В буддийской школе, особенно в чань-буддизме, ставка делается на быстрые, скачкообразные изменения, а у даосов - на постепенное продвижение к цели и поэтапное совершенствование.

Даосский и буддийский цигун - явления сложные по форме и по содержанию, поэтому приведенные выше различия носят, в определенном смысле, относительный характер и их нельзя абсолютизировать.

Почему в разных методиках цигун содержатся взаимоисключающие требования "хватать землю пальцами ног" и "расправить пальцы ног"? Какое из требований правильно?

Для того, чтобы определить правильность требований той или иной методики, надо учитывать два момента: во-первых, с какой целью выдвигается это требование, обоснованно ли оно с точки зрения теории; во-вторых, в каких случаях надо следовать этому требованию, насколько оно универсально. Что касается требования "хватать землю пальцами ног", то у него есть два важных момента. Первый из них заключается в том, что "три ножных инь-меридиана" и "три ножных ян-меридиана" заканчиваются в ступнях ног и поэтому положение и движения пальцев оказывают определенное влияние на циркуляцию в них ци и крови. Второй момент состоит в том, что рядом с пальцами, на подошвах, находятся точки юн-цюань, которые играют важную роль во взаимодействии верхней и нижней частей тела. Теперь можно легко определить назначение требования "хватать землю пальцами ног". Это движение выполняет роль своеобразных "мехов", стимулирующих ток ци и крови, а в сочетании с определенными движениями рук и кистей оно способно вызвать эффект "резонанса" энергетических каналов во всем теле. Требование "расправить пальцы ног" преследует цель раскрыть точки юнцюань и улучшить их контакт с землей, что способствует набиранию "земной ци", а также имеет цель раскрепостить ноги, сделать их более подвижными и податливыми. Поэтому требование "хватать землю пальцами ног" чаще встречается при "стоянии столбом" и в других статических упражнениях. В динамических же упражнениях в основном требуется "расслабление пальцев ног".

В чем отличие даоинь от гимнастики? Как правильно выполнять даоинь?

Даоинь - это вид упражнений в цигун, представляющих собой "комплексное движение", при котором особое внимание уделяется состоянию "единства души и тела". В гимнастике же каждое упражнение преследует какую-нибудь одну цель и ориентировано на количественные показатели. В даоинь движения тела и "мысли" пронизаны "мягкостью" и "округлостью". Гимнастические упражнения основаны на "жесткости" физической силы, движения отличаются "угловатостью". Однако самое важное отличие состоит в том, что даоинь направлено на "укрепление внутреннего", "дух" устремлен внутрь, "движение ци" осуществляется внутри, достигается "внутренний" результат, а гимнастические упражнения направлены на "укрепление внешнего", движения в них направлены вовне, "дух" свободно выходит наружу, мышцы, сухожилия и кости напряжены. Для того, чтобы как следует овладеть техникой даоинь, надо научиться:

1. Координировать движение "мысли" и движения тела, добиваться их нераздельности;
2. Перемещаться в пространстве свободно и плавно, расслабленно, раскрепощенно;
3. Добиваться максимальной координации дыхания и движений;
4. Не забывать во время выполнения движений о необходимости поддержания "внутреннего равновесия".

Что значит "пустота в сердце, наполненность в животе"?

Это понятие имеет двоякий смысл. В первом значении оно подразумевает "состояние рационального равновесия", наступающее после расслабления тела, когда ци сконцентрирована в даньтянь, шея и спина выпрямлены, грудь убрана и не напряжена, "мысль" свободна, естественна и сосредоточена на даньтяне. Во втором значении это понятие характеризует одно из состояний "искусства внутренней пилюли", когда огонь и вода "поддерживают" друг друга: "у ли внутри пустота", поэтому

 

Бхактивинод Тхакур. Севастополю угрожает очередное ЧП с водоснабжением. Сицилийские радости. Составление букета. Сухоцветы.

Главная >  Познавательное 


0.0008

Копирование текстов разрешено только при условии прямой ссылки на наш сайт