Главная >  Познавательное 

Субстанция материи

Субстанция в Ведах определяется следующим образом: “Там, где каче­ства и действие существуют одновременно и в неразрывном состоянии, называется субстанция, материя” (Ч.С.1.1.51, В.Ш.1.1.15). Субстанции существуют и обладают определенными качества­ми, характеризующие данные субстанции. Есть два класса качеств - те, которые принадлежат одновременно множеству объектов сразу, и те, которые складывают ин­дивидуальную характеристику данного конкретного объекта, создавая тем самым его индивидуальность. Например, имеется золото, серебро и медь. Все три объекта - ме­таллы, ковкие, плавкие, блестящие, тяжелые и так далее. Эти каче­ства у них общие, и по ним мы не можем точно сказать, какой из металлов перед нами. Для систематизации нам необходимо знать индивидуальные качества каждого из них - только данному объекту свой­ственные черты, по которым мы безошибочно определим, где золото, а где - серебро.

Шаблоном творения объекта являются общие качества, затем на них накладываются индивидуальные гуны и возникает его карма – индивиду­альное воздействие на окружающий мир, проистекающее из его качеств.

Нераздельность является основным видом связи в материи. Она быва­ет внешняя и внутренняя. Первая образует объекты, а вторая способству­ет обретению ими индивидуальности и целостности.

Качества и действие существуют только в комбинации с мате­рией. Вне ее нет ни качеств, ни действия. Подобным же образом, вид и разно­видность тоже парны и нераздельны, но не абсолютны. Поэтому-то вид и разновидность существуют с ней в неразрывной связи. Вне субстанции нет ни вида, ни разновидности, ни специ­фичности. Соответственно, части и целое субстанций и их качест­ва, воздействие и положение воз­действия в видовой характеристи­ке, специфичность и субстанция, относительно ко­торой все эти качества прояв­ляются, и внешняя, основная, первородная субстанция, отличны друг от друга. Вне субстанции нет комбинаций, связей и компли­ментарности. Поэтому субстанция, материя - фундамен­тальная и основополагающая сущность.

Существует девять основных, первоначальных субстанций, при­чем Вайшешика включает в этот список и душу, однако, сообщая при этом, что она не принадлежит этому материальному миру:

1. Земля.

2. Вода.

3. Огонь.

4. Воздух.

5. Эфир.

6. Душа.

7. Ум.

8. Время.

9. Пространство.

Эти девять компонентов образуют все материальные и немате­риаль­ные (тонкоматериальные) объекты. Эфир, время и пространс­тво все на­полняют собой и пронизывают все в этом мире, являясь самыми распрос­траненными из субстанций. "Душа и Ум, Эфир и Воздух, Время и Прос­транство, а так же атомы не ощутимы органа­ми чувств" (В.Ш.8.1.2.). Ко­гда идет речь об Эфире, Воздухе, Огне, Воде и Земле, подразумеваются не грубоматериальные их проявле­ния, а первоэлементы.

Существует и другое, аюрведическое понимание термина «субстан­ция». С позиции Аюрведы, как “Науки о жизни”, субстанция (растения, пища и лекарственные препараты) - причина возраста­ния и увеличения или уменьшения и убывания тела живого сущес­тва, дейст­вующая тем или иным образом благодаря своему перво­элементарному со­ставу, со­единенности и нераздельности.

1. Живая, чувствующая природа. Все жизненные формы отно­сятся к живой природе и характеризуются наличием чувств, функ­ционирующих только тогда, когда в теле присутствует душа, даю­щая жизнь и сознание мертвому по своей природе телу. После ухода души из тела признаки жизни исчезают, и мы говорим, что тело мертво. Таким образом, прояв­ление жизнедеятельности, то есть чувства, еда, сон, секс, оборона и др. являются признаком ка­ждого живого существа. Одно из основных ка­честв души - ее ак­тивность - стремление совершать действия. В низших формах жизни это действия на уровне инстинктов, а в

 

Вода Вселенной. Вольф Мессинг. Воздействие Солнца. Все про НЛО. Загадка могилы Чингисхана.

Главная >  Познавательное 


0.002

Копирование текстов разрешено только при условии прямой ссылки на наш сайт