Главная >  Познавательное 

Раджнишизм

Глобализация, понимаемая как преодоление всех культурных, политических и цивилизационных особенностей человеческого существования становится сверхценностью последователя учения Раджниша, его религиозной миссией. Формирование однородного гедонистического общества, являющееся навязчивым страхом консерваторов всех культур, — это высшее благо для раджнишизма. Их религия — глобализация

Бхагаван Шри РаджнишРаджнишизм — сравнительно молодое религиозное течение, основателем которого является родившийся в Индии гуру Бхагаван Шри Раджниш (он же — Ошо, 1931 — 1990). Раджнишизм представляет собой своеобразную философию витализма «чистой жизненности», провозглашающую приоритет первичных жизненных ощущений по отношению к каким-либо социальным нормам.

Раджнишизм предлагает человеку отказаться от привычного для него ощущения реальности, вернуться к некоему «чистому чувству», не отягощенному социокультурными цивилизационными стереотипами. Иными словами ошовцы предлагают радоваться жизни, не рефлексируя на тему «зачем» и «почему».

Предлагая противовес социокультурной обусловленности, раджнишизм объявляет виновником человеческих бед рефлектирующий разум, создающий искусственный ментальный мир и помещающий в его тиски человека. Поэтому основные духовные практики ошовцев направлены на то, чтобы человек смог освободиться от цивилизационных комплексов. Раджишистские «ритуалы» представляют собой психофизиологические тренинги по освобождению «истинного я».

В России интерес к Раджнишу возник во второй половине 80-х гг. на волне увлечений восточной духовностью и разного рода эзотерикой. Именно тогда стали распространяться самиздатовские брошюры с записанными даршанами (лекциями) гуру. В особенности, увлечение идеями Раджниша было популярно для студенчества технических вузов.

Но идеи Раджниша были также привлекательны и для людей среднего возраста, которые, в отличие от молодежи, относились к гуру-новатору с долей критики. Ими раджнишизм, в основном, воспринимался в контексте комплекса теософско-эзотерических движений XX в., поэтому они, волей-неволей, сопоставляли Раджниша с такими мистиками, как Рам Дас, Джидду Кришнамурти, анализировали идеи Ошо в контексте учения Елены Блаватской, «Живой этики» Рерихов, «учения о седьмом луче» Алисы Бейли, составляющих библиотеку среднестатистического эзотерика. Когда в 90-е гг. книги Раджниша стали издавать официально, раджнишизм стал приобретать еще большую популярность, а сами книги стали теснить прочую эзотерическую литературу.

Когда разные «новые религиозные движения» стали институализироваться в России, создавать свои филиалы, оформляться в местные российские организации, раджнишизм не стал обретать в России институциональных форм. При этом нельзя сказать, чтобы раджнишизм оказался лишен институциональной формы вообще. На сегодняшний день незарегистрированные «центры Ошо» существуют практически в каждом областном российском городе.

Отметим еще одно отличие раджнишизма, ставящее его особняком среди групп «New Age» и отличающее его от Новых религиозных движений. Большинство Новых религиозных движений достигли в России наибольшей популярности в первой половине 90-х гг., после чего начался даже спад численности их адептов в России. Движение ошовцев при этом продолжало неуклонно расти, этот процесс происходит и сегодня. В России издано уже несколько сот книг Ошо, раджнишистская литература широко представлена в интернет.

При этом ошовцем по-прежнему чужда какая-либо общественная активность, какие-либо публичные акции, стремление как-либо заявить о себе с помощью каких-либо конференций, «круглых столов». Не характерна для ошовцев и миссионерская активность или попытки навязать «свои услуги» через какие-либо общественные институты, в отличие, например, мунитов, ивановцев или «анастасийцев». Нет между ошовцами и полемики, не характерно обличение друг друга не то что в ереси, но и в каком-либо неправильном развитии идей «Учителя».

Дело в том, что институционально ошовцы представляют собой сетевое общество, своеобразную субкультуру, для членов которой характерен именно сетевой принцип коммуникаций и практически отсутствие каких-либо иерархических ступеней. Ошовские центры скорее напоминают «малое предприятие», члены которого взаимодействуют между собой подобно тому, как это происходит в частных коммерческих фирмах. За редким исключением, в центрах Ошо не практикуется бесплатная работа «во славу Божию», «ради идеи» или «ради Учителя».

В чем же причина такого парадоксального сочетания популярности и отсутствия развитых институциональных черт?

В чем причина таких организационных принципов российских раджнишистов? Что обусловливает сетевой характер раджнишистских общин?

Ответ кроется в самом раджнишистском учении.

Дело в том, что одной из основных своих заповедей Раджниш провозглашал отказ от какой-либо идеологии, от какой-либо традиции, религиозной или национальной. Утверждая принцип чистой жизненности, ценности чувственных переживаний, неотягощенных рефлекторным умом, ошовцы подчеркивают, что истинная духовность не сочетаема с религиозным догматизмом. В этой связи, вслед за Раджнишем, его последователи выступают против всякой институциональной религиозности — особенно достается авраамическим религиям за их «морализаторство и стремление навязать смысл жизни».

Таким образом, выступая против традиционных институтов, предлагая деидеологизацию общества, раджнишисты отказываются от попыток встроиться социально-политическую жизнь, от попыток формирования внутри себя какой-либо иерархичности. Для нее просто нет основы в раджнишизме. Ставя человека выше любой идеи, говоря о ложности какой-либо идейной самоидентификации, раджнишисты оставляют человека один на один с собой.

Не случайно, что многие «практикующие» поклонники Ошо практикуют

 

Субстанция материи. Святой Грааль. Свободная энергия. Свойства осины. Тайна мироздания.

Главная >  Познавательное 


0.0022

Копирование текстов разрешено только при условии прямой ссылки на наш сайт