Главная >  Познавательное 

Ноо

Ноо, или ноогаку, — самая строгая театральная классика Японии. Это первая всесторонне развитая форма традиционного театрального искусства Японии.

Кроме искусства бугаку, ставшего искусством аристократии, в середине VIII века в Японию с материка было завезено и народное театральное искусство сангаку, включавшее различные простейшие виды массового искусства: комический миманс, простенькие комические сценки и рассказы, народные песни и танцы, акробатику, фокусы, жонглирование, кукольников и т. д.

Из представлений сангаку к концу XI века развилось искусство саругаку. Участники представлений саругаку были выходцами из низших слоев общества. Свое искусство они демонстрировали во время религиозных праздников, когда огромные толпы верующих, жаждущих зрелищ, стекались в храмы. Искусство саругаку быстро завоевало большую популярность, К концу XII века появилось много профессиональных трупп саругаку, которые обрели покровителей в лице крупных храмов и монастырей. Их приглашали устраивать представления на территории храмов во время буддийских и синтоистских религиозных праздников, чтобы привлечь верующих. Наиболее богатые монастыри и храмы имели собственные актерские труппы саругаку, которые назывались, как и ремесленные цехи, «дза». Артисты получили возможность объединиться в некое подобие союза и обогатить искусство саругаку заимствованиями из придворных и сельских песен и танцев. Возникла особая форма театрального искусства, опирающаяся на пение и танец са-ругаку-но ноо, ставшая прототипом будущей драмы ноо. Комические элементы представлений саругаку к XIV веку развились в кёгэн — народный комедийный драматический жанр.

Параллельно развивалось театральное искусство, основанное на песнях и танцах сельских местностей, — дэнгаку, дэнгаку-но ноо. К концу XIV века эта линия соединилась с саругаку-но ноо. На их основе усилиями двух выдающихся театральных деятелей Японии того времени, Канъами и Дзэ-ами (иногда это имя читается: Сэами), был создан театр ноо.

Канъами (1333—1384) основал театр «Кандзэдза» в Ига, взял все лучшее из саругаку — заимствовал отдельные элементы ритуального танца дэнгаку, который был популярен в XII веке, и танцев кусэмаи, широко распространенных в начале XIV века, соединил все это, создав представление, которое имело успех и в столице и в провинции. Он пользовался поддержкой и покровительством феодального властителя Японии того времени Асикага Ёсимицу1. Канъами вошел в историю японского театра не только как выдающийся актер и театральный деятель, но и как создатель большого числа пьес для театра ноо («Дзинэн кодзи» 2, «Сотоба Кома-ти» и др.), а также как учитель и теоретик.

Его сын Дзэами (1363—1443) был продолжателем его Дела. После смерти отца он стал руководителем театра «Капдзэдза». Искусство Канъами было рассчитано на широкие массы, усилия его сына были направлены на то, чтобы сделать представления более аристократичными. Дзэами добился значительных успехов в создании законченных форм аристократического театра ноо, получал поддержку от многих лиц из высшего воинского сословия, на его спектаклях присутствовал император. В 1436 году по неизвестным причинам Дзэами был сослан на остров Садо. Когда его помиловали и он вернулся в столицу, точно не установлено.

Дзэами был не только превосходным актером, но и крупным драматургом, композитором и теоретиком театрального искусства, создал свыше ста пьес для ноо. Его пьесы отличаются красотой текста, музыки и особой утонченностью. Дзэами оставил примерно двадцать трактатов о тайнах искусства театра ноо. Эти книги — ценный материал для изучения театрального искусства средневековой Японии. Среди его трудов особенной известностью пользуются «Кадэнсо» и «Хана-но кагами».

Военная аристократия, оттеснившая придворную, способствовала развитию новых форм театрального искусства. Религиозно-мистический, феодально-монархический романтизм театра ноо вполне соответствовал ее вкусам и требованиям. Поэтому верховные правители военно-феодальной структуры того времени сегуны Асикага покровительствовали деятельности Канъами и Дзэами. К этому периоду относится завершение формирования искусства ноо. Музыкально-танцевальные пьесы ноо и драматические игровые пьесы кёгэн как интермедии, обязательно включавшиеся в представление, достигли высокого уровня развития. Канъами и Дзэами явились создателями школы Кандзэ (название ее составлено из первых частей их имен), основной существующей до сих пор школы искусства ноо. Они подняли это искусство до высочайшего профессионального уровня и заложили эстетические основы, ставшие определяющими для всего традиционного театрального искусства Японии.

Междоусобные войны, потрясавшие Японию па протяжении всего XVI века, приостановили развитие театра ноо. С XVII века, после установления господства сегунов Токуга-ва, начинается новый этап развития театра, проходивший под покровительством сегунов этого дома. Представления приобрели церемониальный характер и стали устраиваться по торжественным случаям.

Первым таким поводом было провозглашение сегуном Токугава Иэясу, состоявшееся в 1603 году. Виновник торжества пожелал отметить это событие церемониальным представлением ноо. С тех пор использование ноо в качестве официального церемониального искусства (сикигаку) стало таким же традиционным, как и ежегодные его фестивали.

Торжественными представлениями ноо отмечались приход к власти нового правителя, бракосочетания знатных особ, назначение должностных лиц высоких рангов, рождение сыновей во

 

Путешествие Тибет. Ранняя Вселенная. Рассеяние света. Боремся с жарой на рабочем месте. Религии в России.

Главная >  Познавательное 


0.0017

Копирование текстов разрешено только при условии прямой ссылки на наш сайт