Главная >  Познавательное 

Искусство внутренней пилюли

В предыдущем номере журнала был напечатан рассказ о мастере цигун Лю Шаобине, о созданной им тяньчжуской системе цигун, приведена методика начального этапа овладения этой системой. Успех здесь во многом зависит от того, насколько полны ваши знания о методике, о принятых в ней понятиях и установках. Поэтому для тех, кто заинтересовался системой Лю Шаобиня, наряду с описанием комплекса упражнений следующего этапа (см. раздел «Методики цигун») мы публикуем более подробные сведения о ней.

Корни тяньчжуской системы цигун ведут к древнему «искусству внутренней пилюли». История китайской культуры знала и другой термин - «внешняя пилюля», - противоположный по значению понятию «внутренн пилюля» и теснейшим образом связанный с ним. «Внешней» называлась некая «золотая пилюля», которую предписывалось выплавлять из свинцовой ртути и других ингредиентов. Они приготовлялись в особых алхимических тиглях на треножнике. Результат этой плавки именовали «пилюлей бессмертия». Средневековые даосы верили, что ее прием позволяет продлевать жизнь и даже жить вечно, не старея. В эпоху Тан (VI-IX вв.) целых шесть императоров, рассчитывавших достичь этой цели, скончались после приема алхимического снадобья. С той эпохи «искусство внешней пилюли» («внешняя» алхимия) начало приходить в упадок. Однако оно успело внести весомый вклад в традиционную китайскую фармакопею: ему обязаны своим созданием многие лекарства, полученные в результате алхимических опытов. А терминологи «внешней» алхимии была унаследована «внутренней» алхимией, получив иное содержание. «Искусство внутренней пилюли» - это даосская система совершенствовани и закалки, тот самый «чудесный росток» китайского цигун, корни которого уходят далеко в глубину веков. Еще в трактате даосского врачевателя I- II вв. Вэй Бояна «Чжоу и цань тун ци» («Единение триады согласно «Чжоу и»») упоминалось о неких пилюлях, обеспечивающих почти бесконечную жизнь, но названи «внутренняя пилюля» еще не существовало. В эпоху Восточна Цзинь (IV в. - начало V в.) даос Сюй Сюнь в разделе «Фу ци цзюэ» («Ключи к [искусству] поглощения ци») трактата «Лин цзянь цзы» («Меч духа») писал о «регулировании поглощени ци» с целью «применения внутренней пилюли». Это название фигурировало и у буддийского монаха Хуэйсы, жившего в царстве Чэнь в VI в. Его сочинение «Наньюэ Сы да Чань ши ли ши юаньвэнь» («Исконные слова обета Сы из Наньюэ, великого наставника школы Чань») говорит о «силе, присущей внешней пилюле, но которая совершенствует и внутреннюю пилюлю». В эпоху Суй (VI в.) даос Су Юаньлан создал компилятивный труд «Чжи дао пянь» («Главы об указании дао»), в который свел основные материалы из различных трактатов, толкующие о «внутренней пилюле». В эпоху Тан начался подъем «искусства внутренней пилюли». Один за другим создавались трактаты о нем. Наиболее известны сочинения Чжан Го - «Тайшан цзю яо синьин мяо цзин» («Канон об утонченности сердечной печати, требуемой «высочайшей девяткой»»), «Дахуай даньци миту» («Полный тайный план великого цикла циркуляции пилюли»); Тао Чжи - «Хуай цзинь шу» («Записи о циркуляции золотой пилюли»), «Тао чжэньжэнь нэйдань фу» («Дарование истинному человеку Тао внутренней пилюли»); Ян Шэньвэя - «Юань ян цзы цзинье цзи» («Собирание золотой жидкости зародыша изначальной силы ян»). Пользовались известностью также труды Лю Чжигу, Хуай Янцзы, Ло Гунъюаня, Е Фашаня, Линь Тайгу, Сунь Сымяо, Сьша Чэнчжаня. Самыми знаменитыми мастерами «выплавлени [внутренней] пилюли» считались Чжун Лицюань, Люй Дун-бинь, Лю Хайчжэнь. В эпохи Сун и Юань (X-XIV вв.) «искусство внутренней пилюли» достигло наивысшего расцвета, а самыми известными «внутреннеалхимическими» трудами, созданными в эту эпоху, стали работы Чэнь Чжуаня «Чжи сюань пянь» («Главы об управлении сокровенным»), «У цзи ту» («План Беспредельного»), а также трактат Цуй Сифан «Цуй-гун жу яо цзин» («Погружение Цуй-гуна в зерцало [чудесного] лекарства»). В эпоху Южная Сун (XI в. - начало XIII в.) Чжан Бодуань создал свой знаменитый трактат «У чжэнь пянь» («Главы о прозрении истины»). Несколько ранее, в Х- XII вв., эта практика уже широко использовалась даосской школой Цюаньчжэньдао («Путь абсолютной истины»). В эпохи Мин (XIV-XVII вв.) и Цин (1644-1911) школ и направлений «внутренней пилюли» было множество, но теоретические основы большинства из них восходили к трактатам Вэй Бояна и Чжан Бодуаня.

«Внутренняя пилюля» приготавливается внутри организма из таких ингредиентов, как «семя», ци и «дух». В качестве алхимического треножника здесь фигурирует сам организм, как мехи для нагнетания воздуха - «дух», а «ветром» (воздухом, раздувающим огонь) служит ци, получаемая при дыхании. «Огненной средой», в которой производится «плавка», выступают «дух» и «мысль». Процесс «выплавлени пилюли» принято делить на четыре этапа.

1. «Закладывание основы». В первую очередь предписывалось избавитьс от болезней, восстановить нарушенные функции, пополнить запасы «семени», ци и «духа».
2. «Сплавление семени, ци и духа». Этот

 

Музыка регги — одна из национальных форм ямайской поп-музыки. Кошачья наркота. В районных больницах Курской области не умеют пользоваться диагностическим оборудованием. Народ хопи. Наука гипноза.

Главная >  Познавательное 


0.0025

Копирование текстов разрешено только при условии прямой ссылки на наш сайт