Анализ организации судебно – медицинской экспертизы при тяжелом ДТП с иностранными гражданами
Вил.Доков♦, И.Стоянов♠, В.Доков*, Ст.Чуров♠ ♦ Кафедра судебной медицины и деонтологии, Медицинский университет Варна, Болгария. ♠ Отделение судебной медицины, Многопрофильная больница активного лечения г.Руссе, Болгария. * Кафедра общей и клинической патологии Медицинский университет Варна, Болгария.
Введение
В мировом масштабе дорожно транспортные происшествия являются причиной смерти в 2,1%. Примечательно что, среди травматически причин смерти ДТП занимают 22,8%, а военные действия всего 3,4% [4]
К сожалению тяжелые дорожно транспортные происшествия не столь редки. Если у судебных медиков есть и опыт в организации проведения судебно медицинской экспертизы, то тяжелые ДТП с участием иностранных граждан требует создать особую организацию учитывающею некоторые особенности.
Цель
Целью нашей работы на примере организации судебно – медицинской экспертизы при тяжелом ДТП с иностранными гражданами, выявить некоторые специфические вопросы с учетом международного характера инцидента и описать наш опыт в решении этого не легкого практического проблема.
Материал и методы
Материалом для исследования послужили дневниковые записки судмедэкспертов, судебно – медицинские документы погибших и раненых, материалы до судебного и судебного расследования дорожно транспортного происшествия. Данные обработаны методами альтернативного и вариационного статистического анализа.
Результаты и обсуждение
Автобус международной регулярной линии следовавший по маршруту Турция –Болгария – Румыния 07.04.1993 года потерпел крушение при тангенциальном ударе движущейся в противоположном направление грузовой машине с прицепом. Инцидент произошел на мосту через реку Янтра поблизости города Бяла, Руссенской области.В результате удара автобус упал с 15 метровой высоты в реку. Погибло 28 человек и было ранено 12 человек граждан 3 стран (Табл.1). Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) данный инцидент относится к III группе, а согласно исследованиям [1, 3] к антропогенным катастрофам малого размера.
и распределены в соответствующие профилированные отделения (Табл.3).Анализ травматических повреждений показал,что причиной смерти погибших у 17(60,71 ± 23.21%) является утопление, в 7(25±32.07%) случаях – грудная травма и у 4(14,28±34.28%) сочетанная травма [2].
Таблица 3. Распределение жертв ДТП по профилям отделений.
Работа судебных врачей началась непосредственно после аварии осмотром места происшествия и участием в транспорте погибших в судебно-медицинское отделение областной больнице в г. Руссе. На этом этапе в мероприятиях участвовали 2 судебных врача из областного центра. (Табл.5). В результате правильной оценки судмедэкспертов из областного центра и органов следствия учитывающей объем, сложность и специфический характер работы были вызваны подкрепления из Медицинского университета в Варне включающие одного судмедэксперта и одного патологоанатома – оба асистенты на одноименных кафедрах [1]. В результате этого решения сформировалась группа в составе 3 судмедэкспертов и 1 патологоанатома продолжившею начатую работу.
Уже на второй день после ДТП было произведено вскрытие 7 трупов, а один был полностью идентифицирован и транспортирован на родину. (Табл.5). На 3-ий, 4-ый и 5-ый день были проведены 21 вскрытий и идентификаций и закончилась подготовка к транспорту тел в Румынию. Состояние трупов было удовлетворительным и не вызывало проблем с идентификацией. Тем не менее у 4 (14.28±34.28) погибших были установлены характерные идентификационные признаки (Табл.4).
Таблица 4. Распределение количества характерных идентификационных признаков (n) среди погибших (№).
Идентификационные признаки№nПротез правого глаза11Характерные татуировки21Состояние после гистеректомии3,42
Необходимо отметить, что качеству и скорости работы способствовали органы полиции ограничивший доступ в судебно-медицинское отделение родни жертв и журналистов.
Таблица 5 - а. График работы по дням.
ДеньТранспортировка трупов по маршрутуКоличество труповОсмотр места происшествия Вскрытия, консервация, элементы идентификацииИдентификация07.04.1993Бяла - Руссе282--08.04.1993Руссе - Турция1-71 09.04.1993---7-10.04.1993---13-11.04.1993Руссе - Румыния27-127
Ограничение доступа ни в коем случае не нарушало права граждан на информацию. Начиная с 2 дня после аварии судмедэксперты ежедневно с 21 по 22 часов участвовали в пресконференциях специально организованых для представителей средств массовой информации. Для близких погибших приехавших в Руссе было отведено специальное помещение где они вместе с одним судебным врачом подтверждали идентичность погибших.
На 5-ый день, после окончании работы тела погибших были транспортированы на Румынскую территорию где была организована вторичная идентификация с участием большего количества близких и родни жертв.
Таблица 5 - б. График работы по дням.(продолжение)
ДеньПрэссконференцииОформление документов перед румынскими и болгарскими властямиНаписание экспертизПотверждение идентификации.07.04.1993----08.04.199321 – 22 ч.7(25± 32.07%)7(25± 32.07%)1 (3,75± 37.23%) трупа 1 судмедэкспертом, полицейскими органами и родней жертвы09.04.199321 – 22 ч.7(25± 32.07%)7(25± 32.07%)-10.04.199321 – 22 ч.13 (46,42±27.11%)13 (46,42±27.11%)-11.04.1993-1 (3,75±37.23%)1
(3,75± 37.23%)
27 (96,42±7.00% ) трупа в Румынии с участием 2 судмедэкспертов, родней жертв и румынскими властями
Не на последнем месте надо коротко охарактеризовать роль Бюро по репатриации трупов иностранных граждан*.Сотрудничество с ним ускорило цикл работ за от осмотра места происшествия до транспортировки трупов.Бюро осуществило контакт с эго заграничными партнерами, подготовило документы погибших вместе с представителями посольств, болгарскими властями, осуществило доставку транспортных гробов, произвело консервацию трупов, оформило таможенные документы и в конечном счете осуществило перевозку жертв через государственные границы по место-назначению.
Выводы
Среди жертв тяжелого ДНП самое большое 24 (85.71%) количество было среди румынских граждан. Среди раненых так же преобладали(83.33%) граждане Румынии.
Самая большая нагрузка среди специализированных больничных отделений пришлась на судебно-медицинское (70%) и хирургическое (17.5%) отделение.
У 4 (14.28±34.28) погибших были установлены характерные идентификационные признаки. Мы выявили некоторые особенности организации работы: • Вторичная идентификация с участием большего количества близких и родни жертв. • Положительная роль Бюро по репатриации трупов иностранных граждан*.
* Название изменено
Литература
1. Алевизопулос Г. – Масови бедствия – съдебно медицински аспекти. . В: Организация на огледа при масови бедствия, медицинска помощ и експертизи.73 – 82. Ст.Загора, 1994 год.
2. Доков Вил., И.Стоянов, В.Доков, Ст.Чуров - Анализ травматических повреждений при тяжелом ДТП с иностранными гражданами, 2007; http://www.medlinks.rurticle.php?sid=28856
3. Попзахариева В. – Бедствени ситуации и проблеми на медицинското осигуряване. В: Организация на огледа при масови бедствия, медицинска помощ и експертизи.5 -13. Ст.Загора, 1994 год.
4. D.Mahan et al – Road spanaffic inury prevention spanading manual. WHO; 2006